- Филистимляне
(евр. Плиштим) вышли из Каслухима, в Египте (Быт. 10:14); это место понимают следующим образом: филистимляне были семиты, пришельцы из Аравии и некоторое время жили среди народа каслухим в Египте. Филистимляне часто называются необрезанными (египтяне же обрезывались); израильтяне, которые нуждались в переводчиках при переговорах с египтянами, никогда не пользовались таковыми в сношениях с филистимлянами. Некоторые думают, что филистимляне дали название городу Пелузиуму и также пелузийскому рукаву Нила. Из Египта они вышли в южную часть Ханаана, еще до Авраама (Быт. 21:32 и дал.), в то время, как другое родственное племя Кафторим поселилось на острове Крит и оттуда в позднейшее время переправилось на Палестинское побережье, к северу от Газы (Ам. 9:7; Иер. 47:4). Оба племени впоследствии получили общее название филистимлян, хотя название телохранителей Давида, хелефеи и фелефеи, напоминает о двух переселившихся народах. Филистимляне и критяне часто упоминаются вместе (Срав. 1 Цар. 30:14; Иез. 25:16; Соф. 2:5.)
У филистимлян уже во время Авраама были цари и крупные города (Быт. 20-2; 21:32). После выхода из Египта Бог не повел Израиль через их землю, чтобы не раскаялся народ из-за боязни войны (Исх. 13:17). Их область была намечена для колена Иудина (И. Нав. 15:45 и дал.), но во время Иисуса Навина у филистимлян ничего не было взято (И. Нав. 13:2); впоследствии филистимляне большей частью были совершенно независимыми, являясь как бы занозой в боку Израиля. Долгое время, начиная от Судей до Саула включительно, они притесняли народ Божий. Их победителями были Самегар (Суд. 3:31), Самсон (Суд. 14 и дал.), Самуил (1 Цар. 7) и Саул (1 Цар. 14:47), хотя они не могли совершенно покорить их. Во времена Саула филистимляне до такой степени разорили израильтян, что те не имели ни одного собственного кузнеца и должны были ходить к филистимлянам оттачивать топоры и другие орудия (1 Цар. 13:19 и дал.). Они сохранили независимость до времени царя Давида, который покорил их (2 Цар. 5:17 и дал.; 8:1; 21: 5 и дал.; 23:9 и дал.). Из филистимлян Давид набрал себе телохранителей, которые остались верны ему в несчастии (2 Цар. 15:18 и дал.). После Давида филистимляне не тревожили израильтян до царствования Иорама, при котором они снова восстали (2 Пар. 21:16). Озия успешно воевал с ними (2 Пар. 26:6 и дал.). Во времена Ахаза они производили опустошения в Иудее (2 Пар. 28:18). Езекия снова усмирил их (4 Цар. 18:8). Во время войн Ассирии с Египтом филистимляне потерпели много бедствий и вместе с народами Сирии, Финикии и Палестины должны были изъявить покорность Навуходоносору. Затем они подпали под власть персов, и впоследствии — под власть Александра Великого, который разрушил Газу, единственный филистимский город, оказавший ему сопротивление. Римляне присоединили филистимские владения к Сирийской провинции. С тех пор филистимский народ исчез, но название их небольшой области Фелешет или Фелистея все еще существует под измененным названием — Палестина. (Этим именем обозначается теперь вся область между Египтом и Ливаном). Филистимляне известны в истории как воинственное племя, занимавшееся в то же время, и земледелием, и ремеслами (Быт. 26:1; Суд. 15:5; 1 Цар. 13:20; 17:5 и дал.). Их богами были Дагон и Веельзевул. Жрецов и прорицателей у них было очень много (1 Цар. 6:2; 4 Цар. 1:2; Ис. 2: 6). На войну они брали с собой своих идолов; один раз им пришлось оставить их (2 Цар. 5:21). Из рассказов о детях, рожденных от смешанного брака, которые говорили наполовину по-азотски, наполовину по-иудейски (Неем. 13:24) видно, что между их языком и еврейским существовало различие в произношении
Пророчества о филистимлянах находятся в Иер. 47; Иез. 25:15 и дал.; Ам. 1:6 и дал.
Словарь библейских имен. 2014.